Тема урока: СПП с несколькими придаточными
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания о видах сложноподчиненных предложений
Развивающие: развивать самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь,
логическое мышление
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка.
Тип урока:изучение новой темы
Методы обучения: словесно-практический
Межпредметная связь: казахский язык
Содержание учебного материала и средства: учебник, карточки, презентация, плакаты, маркеры
Ход урока
І. Организационный момент.
1.Приветствие, деление на группы
2. Психологический настрой на работу.
Начнем этот день с формулы любви. Улыбнёмся друг другу.
Повторяйте за мной следующие слова и движения:
Я так люблю себя (руку на сердце),
Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).
И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).
И сможешь полюбить меня (руку на сердце).
ІІ. Актуализация знаний
1. Обучающая игра «Ручеёк»
Ученики разделяются на 3 группы по цвету выбранных кружков.
1 группа - СПП с придаточными изъяснительными.
2 группа – СПП с придаточными определительными.
3 группа – СПП с придаточными обстоятельственными.
Каждой группе раздаются фломастеры и ватманы. У каждой группы фломастеры одного цвета. Уч-ся заполняют ватман информацией по теме. Звучит сигнал, ученики 1-ой группы переходят к столу 2-ой гр., а ученики 2 гр. – к столу 3 гр., уч-ки 3 гр. – к столу 1-ой гр.Снова звучит сигнал, ученики 1-ой группы переходят к столу 3-ой гр., а ученики 3 гр. – к столу 2 гр., уч-ки 2 гр. – к столу 1-ой гр. При переходе из группы в группу ученики дополняют, исправляют информации. Звучит сигнал. Один из учеников объясняет тему по составленной информации.
ІІІ.Изучение нового материала
1. Теоретическая часть (показ презентации)
2. Практическая часть (упражнение 226)
ІV.Закрепление изученного материала.
1. Задания группам: из данных предложений выбрать СПП
1 группе – с последовательным подчинением
2 группе – с параллельным подчинением
3 группе – с однородным подчинением.
Сделать схему предложения
1) Не_надо хвалиться, коли не_знаешь, как рожь родится. (Пословица)
2) Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую
фанзу. (В. Арсенъев)
3) Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не_исследована. (Я. Паустовский)
4.) Она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы, и повернула туда, где, показалось, проходила тропа. (М. Пришвин)
5) Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и как над рекой занималась алая заря. (К. Паустовский)
6.Пока я записывал и рисовал увиденное, мои странники усердно кричали, чтобы вызвать кого-нибудь.
2.Графический диктант
Текст диктанта
1) Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.
2) Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведёт тебя твоя речь.
3) И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей
всечасно, что обманула нас она.
4)Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать перо и пока не остановится сердце, переполненное ощущением жизни. (К.Паустовский)
5) Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни
бросились бежать женщины и дети.
6.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.
Схемы для самопроверки:
1) […], ( если…), ( чтобы…). (последовательное подчинение)
2) ( Когда…), […], ( куда…). (параллельное подчинение)
3) […], ( что…), ( что…). (однородное подчинение)
4) [ ], (пока…) и ( пока…) ( однородные подчинение)
5).(когда), […], ( что...) (паралельное (неоднородноеподчинение)
6. [ ], (как...) и ( где…) (последовательное подчинение)
ІV.Рефлексия
Диаграмма Венна
Каждой группе составить по три предложения
1 группе – с последовательным подчинением
2 группе – с параллельным подчинением
3 группе – с однородным подчинением.
V . Обратная связь
Лист обратной связи « Плюс – минус - интересно»
· Я сегодня узнал(а), научился
· Сегодня на уроке у меня не получилось:
· Что бы я хотел(а) получить от следующегоурока?
VІ.Домашнее задание.
Пар. 22, стр.166-168, Упражнение 229
VІІ.Самооценка